Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Стылі сямейнага выхавання

                   Воспитываем ребенка - воспитываем себя!

     От того, какой стиль воспитания выбран родителями, зависят и внутрисемейные отношения (детско-родительские отношения, семейная иерархия), и формирование личности приемного ребенка, наличие или отсутствие у него тех или иных  характерологических черт.

Рассмотрим основные стили семейного воспитания и постараемся выяснить, каким образом тот или иной стиль влияет на процесс развития ребенка в семье.

Опека или гиперопека

По сути, диктат родителей и опека - явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Да, разумеется,  диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека - заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, ответственность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи.

Диктат или авторитарный стиль воспитания

Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Ребенок в таком случае характеризуется капризностью, неумение устанавливать контакты с ровесниками,  необоснованными страхами, возникают психологические барьеры между родителями и детьми.

Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, что впоследствии приводит к формированию вялой, апатичной, безынициативной личности, не умеющей отстоять свою точку зрения и интересы. Добавьте сюда личностные проблемы и особенности, и вы получите полностью дезадаптированную  и десоциализированную личность.

   Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры.
Существуют семьи, в которых ребенок является настоящим маленьким тираном. Вообще-то нередко это происходит в семьях, где родители, проникнутые жалостью и состраданием к ребенку - сироте, готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишило его сиротство и пребывание в детском доме  (альтруистическая мотивация).  Или это может быть долгожданный ребенок, появившийся у немолодых родителей, потерявших надежду на потомство (мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода). Как правило, отказа такому малышу не бывает ни в чем, любые его требования безоговорочно выполняются.  Несомненно, при этом стиле воспитания ребенок легко и быстро входит в семью и так же быстро осознает, что он является центральной фигурой в семье. Отсюда и исходят основные поведенческие проблемы такого ребенка: усугубляются иждивенческие черты, появляется требовательность, капризность, не развивается самостоятельность. Все это препятствует формированию зрелой личности, затрудняет процесс адаптации ребенка в обществе.

Мирное существование или попустительский стиль воспитания

Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.

Но, став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают, в последствие,  горькие плоды. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. При таком стиле воспитания, ребенок, предоставленный самому себе, будет растерян. Он будет стараться всячески привлечь к себе внимание родителей плохим поведением, возвратом вредных привычек, мнимыми болезнями и жалобами. Ребенок будет чувствовать себя брошенным, никому не нужным. В итоге ребенок все же адаптируется к таким условиям, научится решать все свои проблемы самостоятельно, но он вырастет эмоционально холодным по отношению, не только к замещающим родителям и другим близким, но и к людям вообще. И рано или поздно наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это - несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.

Конфронтация

Название этого стиля воспитания говорит само за себя. В этой семье нет теплых внутрисемейных отношений. Отношения с приемным ребенком могут либо не складываться вообще, либо один из членов семьи может попытаться «перетащить» ребенка на свою сторону. В этой ситуации речь об адаптации ребенка в замещающей семье вообще может и не идти. Все зависит от глубины внутрисемейного конфликта.  В таких условиях, ребенок  дезориентирован, сбит с толку, перед ним нет четкого представления о семейных ценностях, правилах поведения. Постепенно у ребенка нарастает тревога, переходящая в неврозы и психосоматические заболевания, вспоминаются психотравмы, полученные в кровной семье, возникают реакции компенсации, возвращаются вредные привычки. Ребенок становится неуправляемым. Все это подталкивает родителей к принятию решения о возврате ребенка в интернатное учреждения. Они и не догадываются, что причина подобного поведения ребенка – они сами и та нездоровая, нестабильная семейная обстановка, которую они создали.

Сотрудничество или демократический стиль воспитания

Но ведь должен существовать оптимальный вид тактики семейного воспитания?  Да, это сотрудничество. Именно при таком стиле воспитания преодолеваются эгоизм и иждивенчество ребенка-сироты, формируется установка на сотрудничество с членами новой семьи. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив. Ребенок в такой семье быстро усваивает нормы и правила поведения, у него формируется четкое представление о семейной иерархии, семейных ценностях и традициях. Как правило, в таких семьях превалируют теплые детско-родительские отношения. Замещающие родители являются примером и авторитетом для ребенка. Постепенно формируется взаимная привязанность. Это самый оптимальный стиль отношений между родителями и детьми.

Жизнь взрослого человека изобилует сложными, иногда просто трудными, иногда драматическими ситуациями. Если родители хотят,  чтобы  приемный сын или  приемная дочь стали ближе, роднее, то первое правило - не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать не только их свидетелями, но и прямыми участниками. Причем идти на это надо как можно раньше, прямо и смело, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

Итак, мы видим, что на развитие ребенка влияет множество социально – психологических факторов, которые, прежде всего, зависят от самой  семьи: мотивация принятия ребенка, психологическая  готовность и педагогическая компетентность родителей,  характер внутрисемейных отношений, внутрисемейная иерархия, ценности членов семьи и, наконец, стиль семейного воспитания. Наличие всех этих факторов еще раз подчеркивает необходимость эффективного обучения самого родителя навыкам педагогического и психологического взаимодействия с ребенком.

 

Раздзелы сайта