- Насущные потребности — то, что нам необходимо для жизни, например, еда, вода и воздух.
- Различия в ценностях имеют место у людей с разными убеждениями, например, возможны упредставителей разных религий.
- Различия в восприятии возникают тогда, когда люди по-разному думают о чем-либо. Например, двачеловека могут спорить о цвете рубашки: они неодинаково его воспринимают.
- Различия интересов возникают у людей, которых занимают неодинаковые проблемы. Например, два ученикамогут спорить отом, куда пойти — на вечеринку или в кино.
- Нехватка ресурсов возникает в томслучае, когда чего-то слишком мало.
- Психологические потребности — это то, что нам нужно, чтобы чувствовать себя уверенными,нужными, значительными и здоровыми. Например, у всех нас есть потребность быть любимыми.
Перечень поведенческих реакций,
не способствующих продуктивному разрешению конфликта:
- Перебивание партнера.
- Сознательные или неосознанные проявления личной антипатии.
- Мелочные придирки.
- Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
- Высказанное партеру подозрение в его негативных побуждениях.
- Угрозы.
- Подчеркивание разницы между собой и партнером.
- Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
- Устойчивое нежелание признать свои ошибки или правоту собеседника.
- Постоянное навязывание своей точки зрения.
- Попытки подменить объект конфликта, сместить его в другую плоскость.
- Систематические отказы и отрицания слов партнера.
- Негибкость поведения.
- Демонстрация постоянной занятости и игнорирование попыток партнера установить контакт.
- Создание дефицита времени для решения проблемы или резкое убыстрение темпа беседы.
- Проявление некомпетентности.
- Неискренность.
- Несдержанность.
- Посягательство на реальные или воображаемые права человека.
- Нарушение персонального пространства.
Наиболее продуктивные приемы
сотрудничества в разрешении конфликта:
- Доброжелательно поприветствовать собеседника.
- Отвлечь, переключить внимание собеседника (дать в руки документ, касающийся собеседника, снять трубку, сказать что-нибудь приятное, например, комплимент, связав его с проблемой или состоянием собеседника).
- Предложить сесть (причем садиться по возможности под острым или прямым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра).
- Сказать о своем самочувствии, состоянии, которое вызвали слова собеседника, если его статус выше, позиция сильнее, чем у тебя.
- Сказать о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже, позиция слабее, чем у тебя.
- Обратиться к фактам.
- Признать свою вину, если она есть.
- Признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав.
- Дать понять собеседнику, что ты понимаешь, насколько важен вопрос, о котором он говорит.
- Показать ему, что ты заинтересован в решении проблемы.
- Подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником.
- Разделить с ним ответственность за решение проблемы.
- Подчеркнуть, что ты доверяешь собеседнику.
- Подчеркнуть лучшие качества, которые есть в партнере, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием.
- Подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых других.
- Попросить у собеседника совет, как тебе поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию.
- Обещать поддержку, если это не противоречит твоим принципам, интересам дела.