Домашнее насилие
Беззащитные
Ираида Мордовина
Прошу защиты я у власти для детей,
Чтобы заставить быть родителей добрей,
Чтоб стали дети в своих действиях смелей,
А их родители хоть капельку умней.
Жестокость порождает страх.
Застыл он криком на губах.
Порабощения детей – размах.
Всмотритесь: боль живёт в домах.
С размаху, наотмашь, затрещину сильней.
Никто не вступится из окружающих людей.
Им невмешательство милей...
Жестокость с хамством всё наглей, наглей.
Не удаётся жизнь? Один лишь взмах,
Ведь жизнь ребёнка вся в твоих руках.
О смерти он мечтает в своих снах,
Свободу можно обрести в бегах.
Без счёта с виду замечательных семей.
Остановить попробуй их, сумей.
От равнодушия нас всех согрей,
Ведь в злобе дети превращаются в зверей.
Озлобленность растёт в умах.
Всмотритесь: боль живёт в домах.
Жестокость порождает страх
И беспризорности размах.
Современное состояние среды обитания человека характеризуется большим количеством самых разнообразных угроз и опасностей. Дети, как наиболее восприимчивая группа населения, с младенческого возраста и до 18 лет особенно уязвимы для различных форм насилия, в том числе в собственных семьях.
Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, проблема домашнего насилия остаётся актуальной. 65% белорусских детей в возрасте 2-14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи (по данным многоиндикаторного кластерного обследования
домашних хозяйств, проведенного в 2013 году). Семья нередко является местом совершения насилия над детьми. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям; кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.
В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».
В Конвенции о правах ребёнка сказано: семья является «естественной средой для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей», в связи с чем признаётся, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их физической и эмоциональной безопасности.
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его
дом, семья. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами
окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
Нередко в семье создаются предпосылки для насилия над детьми, так как именно в семье, являющейся социализирующим фактором, порой закладывается фундамент искажённой системы ценностей, познавательной
и поведенческой некомпетентности, эмоциональной депривированности, которые составляют основу асоциальности, деструктивности, агрессивности и т. п. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка. В зависимости от возраста и уровня развития жертвы насилия агрессорами могут быть, например, родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребёнка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и нижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от важаемого взрослого человека, каковым является родитель.
Домашнее насилие – это всегда определённая система поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющая целью сохранение власти, контроля и внушение страха, т. е. регулярные агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи. В результате объект насилия испытывает унижения, ему может быть причинён вред или нанесена травма, а иногда печальным итогом становится его смерть.
Ещё одно определение домашнего насилия: умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психологические страдания.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
● со стороны мужа по отношению к жене;
● со стороны жены по отношению к мужу;
● со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
● со стороны старших детей по отношению к младшим;
● со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
● со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Под жертвой насилия в семье понимается человек, перенёсший физические и (или) психологические страдания в результате совершённого в отношении него насилия, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке или сам считает себя таковым.Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищённые члены семьи (женщина, ребёнок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев острадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
Одна из важнейших особенностей семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени случаи множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Здесь важно отметить разницу между семейным конфликтом и эпизодом насилия: если конфликт носит локальный, изолированный характер, то насилие имеет системную природу и состоит из следующих друг за другом инцидентов.
В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить. Семейное насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной.
Обидчик может перечислять разные поводы для насильственного акта, но все они, на самом деле, не входят в число реальных причин насилия.
Основная сила, движущая обидчиком, – стремление установить абсолютную власть над ребёнком или другим членом семьи. В «хронической» ситуации домашнего насилия один человек контролирует или пытается контроли- ровать поведение и чувства другого, которому может быть причинён вред, нанесён ущерб или травма. В ситуации насилия страдает не только жертва агрессии. От семейного террора страдают все.
Можно выделить пять основных форм действий, составляющих природу семейного насилия:
● физическое насилие;
● сексуальное насилие;
● психологическое насилие;
● экономическое насилие;
● неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Понятие домашнего насилия не ограничивается местом, где произошел эпизод. Инцидент может случиться в доме, где проживает семья, вне дома, когда обидчик и его жертва (например, один из родителей и дети) находятся на отдыхе, на улице, в иных местах.Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
- если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
- насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
- часто наблюдается сочетание различных видов насилия.
Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к более слабому. Сила может быть физической или же определяться статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия. При анализе домашнего насилия возникает ряд трудностей. Насилие в семье часто скрыто. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные
органы (некоторые не доверяют им или боятся изменения привычных отношений после вмешательства представителей официальной власти и т.
п.), а, с другой стороны, – невозможностью страдающих от насилия членов семьи обратиться в специальные центры за помощью (это относится в первую очередь к детям и пожилым людям). Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.
Таким образом, насилие в семье есть реальное действие либо угроза физического, психологического, сексуального или экономического насилия со стороны одного лица по отношению к другому, а иногда и нескольких членов семьи по отношению к конкретному члену семьи (например, родителей по отношению к ребёнку), а также неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.
Когда ребёнок находится в ситуации домашнего насилия
Детей, живущих в семьях, где один из родителей или воспитателей
подвергается насилию, обычно называют «дети – свидетели домашнего
насилия». Термин же «ребёнок, находящийся в ситуации домашнего
насилия» вносит большую ясность, так как охватывает множество форм
насилия, которые приходится переживать детям. Хотя родители часто
уверены, что защищают детей от того, чтобы те видели случаи домашнего
насилия, дети, проживающие вместе с ними, утверждают обратное.
Исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Всё чаще проводятся исследования воздействия домашнего насилия на детей, проблем, связанных с тем, что дети являются свидетелями насилия, и защитных факторов, влияющих на их реакцию на насилие.
Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:
● он понимает, что происходит насилие;
● он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
● он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
● он переживает последствия акта насилия.
Вовлечение детей в ситуации домашнего насилия может также подразумевать использование их в качестве «шпионов» для получения каких-либо сведений у взрослого-жертвы; детей могут заставлять смотреть на насилие над жертвой или принимать в нём участие, а также виновник может использовать ребёнка в качестве условия для того, чтобы заставить жертву не разрывать отношения, основанные на насилии. Некоторые дети в результате домашнего насилия получают физические травмы. Иногда агрессоры намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего партнёра (под партнёром здесь понимается супруг или сожитель). Часто дети получают повреждения случайно, во время совершения насилия над взрослым-жертвой. Ребёнка может поранить брошенный предмет или оружие, используемое против жертвы. Нападения на детей младшего возраста могут совершаться,
когда жертва держит ребёнка, а дети постарше могут пострадать, когда
они вмешиваются в акт насилия.
Кроме того, что ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, многих детей потом запугивают, чтобы они не рассказывали об эпизоде насилия, не раскрывали «семейную тайну».
Влияние домашнего насилия на детей
Дети, живущие в атмосфере домашнего насилия, сталкиваются с многочисленными рисками, например, с опасностью травмирования, риском остаться без средств поддержания жизни, риском подвергнуться насилию, риском утраты одного или обоих родителей.
Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:
● поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
● когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
● проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Дети также демонстрируют конкретные проблемы, относящиеся к их физическому, физиологическому и социальному развитию. У детей школьного возраста могут быть проблемы в отношениях со сверстниками и в учёбе, трудности с сохранением эмоциональной стабильности. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.
Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находившихся в ситуации домашнего насилия:
● Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;
● физические симптомы (головные боли или боли в животе);
● сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;
● драки, нанесение побоев другим детям или животным;
● перепады настроения или вызывающее поведение;
● замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;
● апатия, депрессия, упадок сил;
● чувство одиночества и изоляции;
● злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);
● попытки суицида или опасное поведение;
● плохая успеваемость в школе;
● сложности с концентрацией и вниманием;
● страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;
● чувство, что все старания недостаточны;
● принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;
● чрезмерное беспокойство;
● энурез, отставание в развитии;
● диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);
● идентификация себя с виновником насилия или повторение его поведения.
Здоровая семья – это средоточие духовности, любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита.
Семь признаков здоровой психологической атмосферы в семье:
1) понимание и уважение;
2) дружеская атмосфера и общение;
3) умение уступать друг другу;
4) совместное обсуждение важных семейных вопросов, разумное равноправие и равномерное распределение бытовых обязанностей;
5) отсутствие алкогольной и наркотической зависимости у членов
семьи;
6) совместное проведение досуга;
7) доброжелательное отношение к представителям старшего поколения и к другим родственникам, отсутствие глобальных конфликтов между поколениями.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, а иногда – и юридическую помощь в ситуации домашнего насилия.
Городское общественное объединение по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети – не для насилия» оказывает помощь и поддержку детям, пострадавшим от насилия, и их родителям. Телефон объединения: 8-017-283-13-26.
Международное общественное объединение «Гендерные перспективы», расположенное в Минске, оказывает юридическую и психологическую помощь (жертве и агрессору), предоставляет услуги социального сопровождения женщин, предоставляет им временное убежищеи др. Номер телефона для пострадавших от домашнего насилия (общенациональная горячая линия): 8-801-100-8-801.
Номера телефонов для подростков и членов их семей, оказав-
шихся в ситуации насилия:
● телефон для экстренного вызова милиции: 102;
● телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;
● республиканская приёмная национальной комиссии по правам
ребенка: г. Минск, ул. Кирова,16, каб. №1; тел.: 8-017-227-31-38;
● телефон линии круглосуточной экстренной психологической помощи для детей и подростков: 8-017-246-03-03
ДЕТСКИЙ ФОНД ООН (ЮНИСЕФ)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ