Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Методы профилактики и работы с СЭВ

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И РАБОТЫ С СЭВ

Раздел в психологии, посвященный СЭВ, возник сравнительно недавно, в последние тридцать - сорок лет. Несмотря на это, СЭВ достаточно изученное явление, и существует множество техник, позволяющих работать с ним и достигать положительных результатов.

Работа с потребностями

Не секрет, что СЭВ часто возникает на почве неудовлетворенности работой,

собой как профессионалом, условиями, зарплатой или коллективом. По край-

ней мере, это наиболее частые причины, по которым люди уходят из любимой сферы и меняют работу.

Человечество давно признало, что реализация всех потребностей – есть наи-

высшее счастье. На вопрос, что такое счастье – каждый человек ответит по-

своему. Для одних, счастье – любимый человек, для других – любимое дело,

любимая работа, для третьих – спокойствие, для четвертых – возможность

творчества, для пятых – дети. Несмотря на разнообразие суждений, практиче-

ски каждый понимает, что у других может быть иное понятие счастья. Однако этот вопрос, как в силу своего романтического ореола, так и в силу личного характера, практически не подвергался серьезному научному исследованию. Отправной точкой здесь могут стать потребности человека. Список потребностей современного человека столь многообразен, что вряд ли когда-либо будет известен полностью. Тем не менее, известна их классификация по Абрахаму Маслоу, который разбил все потребности на группы и определил их иерархию.

Первый уровень – физиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается жизненно важные функции ор-

ганизма человека. Сюда относятся такие потребности: воздух, пища, вода, отдых и секс (продолжение рода).

Второй уровеньпотребность в безопасности. Это потребность в защите от лишений, физических угроз и психологических опасностей. Технический прогресс отчасти иллюстрирует стремление людей улучшить условия жизни, комфорт и безопасность. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция пси-

хики человека.

Третий уровень – социальные потребности. К ним относятся потребности в общении и   принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе.

Четвертый уровень – личностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг.

Пятый уровень – потребность в самореализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Это выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством.

Потребности являются движущей силой в нашей жизни. Они непосредствен-

но связаны с мотивами и целями нашего существования.

Что же происходит с нашими потребностями на работе? У каждого из нас свои потребности, и мы, в силу долга и служебных обязанностей, помогаем им, используя наши знания и умения. Но у нас есть и свои потребности. Если мы длительное время игнорируем свою потребность поесть, то, вряд ли сможем работать продуктивно. Если мы вынуждены работать там, где поведение окружающих людей может угрожать нам, но никак не можем позаботиться о своей безопасности, то вряд ли наша работа будет эффективной. Следя за удовлетворением своих потребностей, мы сможем эффективно удовлетворять потребности участников педагогического процесса.

   Работа – это один из инструментов для реализации наших потребностей. На

работе в идеале мы реализуем как минимум две важные потребности: в само-

реализации и материальном обеспечении (деньгах). Деньги, как еще один важный инструмент, предоставляют нам возможность достигать реализации других потребностей (как базовых, так и высших).

Важно понимать, что откладывание или недосягаемость жизненно важных и

ценных для нас потребностей вызывает апатию, депрессию и неудовлетворе-

ние жизнью в целом. Потребности, которые мы не можем реализовать на работе, или где-то еще, становятся причиной стресса. И это может влиять на наше общее качество жизни.

Знание наших потребностей и рассмотрение путей их реализации позволяет нам:

  • Понимать, что нас не удовлетворяет в работе;
  • Осмысленно двигаться к намеченным целям;
  • Взвешено делать выбор между более и менее значимыми потребностями;
  • Искать возможности для удовлетворения потребностей, не реализуемых на работе.

При удовлетворении одних потребностей у нас всегда возникают новые по-

требности. Это бесконечный процесс, когда кажется, что обладание чем - либо (чаще всего материальными ценностями), приведет к счастью. Это одна из самых больших иллюзий человечества. Когда мы реализуем все наши желания, мы начинаем улучшать качество уже приобретенного, и начинаем наш новый поход за счастьем.

РАБОТА — ЭТО ТОЛЬКО ЧАСТЬ ЖИЗНИ, А НЕ ВСЯ ЖИЗНЬ!

Только часть наших потребностей удовлетворяется на работе. И еще большую часть потребностей мы можем реализовывать вне работы. Удовлетворенные потребности становятся ресурсом для нас и дают дополнительную энергию в остальные сферы нашей жизни.

Работа для самостоятельного выполнения:

1. Используя пирамиду Маслоу, составьте список своих потребностей, кото-

рые вы реализуете и не реализуете на работе;

2. Разделите список нереализуемых потребностей по принципу: что из пере-

численного зависит от ваших усилий, и что вы изменить не можете;

3. Возьмите список потребностей, реализация которых зависит от вас, и на-

пишите ваш следующий шаг, который вы можете предпринять для удовлетворения потребности;

4. К списку потребностей, которые вы не можете реализовать на работе, на-

пишите место, где это возможно;

5. Составьте список своих ресурсов – тех потребностей, реализация вне работы дает вам много сил и жизненной энергии.

Информация предоставлена Демченко В.В. « Синдром эмоционального

выгорания и его профилактика»

Следующий раз мы поговорим об убеждениях и иллюзиях.

 

Раздзелы сайта