Работа с убеждениями и иллюзиями
Выгорание – это, в первую очередь, разочарование. Разочарование наступает, когда мы сталкиваемся с реальностью, и она отличается от наших убеждений и иллюзий. Для того, чтобы нас не постигло разочарование, иллюзии должны трансформироваться, и тогда они подталкивают нас вперед и дают возможность творить. Полное же отсутствие иллюзий приводит к цинизму – одному из признаков СЭВ. Присутствие убеждений и иллюзий неизбежно, так как нам всем читали в детстве сказки о работящих, добрых и красивых героях. Это было частью нашего воспитания, с помощью которой родители передавали нам мудрость предков в очень емких и ясных посланиях — сказках, мифах и пословицах. Усвоение новой информации в нашем сознании происходит в виде убеждений.
Убеждение (установка) – это короткое послание, которое на момент возникновения облегчает жизнь, и становится ступенью к осознанию действительности и себя в ней. Убеждение помогает определить наше отношение к себе и к явлениям в окружающей среды. С помощью убеждений мы оцениваем все новое и соотносим это со своим восприятием мира. Особенностью убеждений является совмещение реальности с идеалом, причем с идеалом труднодостижимым. У каждого убеждения есть свой возраст. Устаревшие убеждения превращаются в иррациональные. Когда дистанция между реальностью и идеальностью убеждения становится очевидной, оно перестает позитивно работать в нашей жизни, и начинает приносить вред. Недосягаемость идеального образа, который присутствует в убеждении, вызывает негативные чувства. Это так называемые четыре ядовитых «рэкетных» чувства: вина, стыд, обида, страх. Если
вы находите у себя эти чувства, знайте, у вас есть иррациональные убежде- ния, которые руководят вами и заводят вас в тупик.
Как еще узнать иррациональные убеждения?
Чаще всего они содержат такие слова: Никто, Все, Всегда, Никогда, Дол
жен, Не должен;
Они является образцами, трудноосуществимыми в реальности;
Подталкивают к действиям;
Сопровождаются четырьмя ядовитыми чувствами.
Развитию СЭВ способствует наличие у педагога подобных иррациональ-
ных убеждений:
- Поскольку я работаю с людьми, у меня не должно быть собственных психологических проблем;
- Мои учащиеся должны меня любить и быть благодарны за мой труд;
- Если родители разочарованы в нашей совместной работе, значит, я что-то делаю не так;
- Мои коллеги должны быть такими же ответственными, мотивированными и работящими, как я;
- Я никогда не должен ошибаться;
- Все проблемы можно решить;
- Педагог не должен ошибаться;
- Интересы детей выше моих личных интересов;
- На хорошего педагога не жалуются;
- Я больше нигде не смогу работать;
- Я должен знать ответы на все вопросы.
Давайте рассмотрим пример типичного иррационального убеждения, и проа-
нализируем плюсы и минусы, чтобы понять, как установки могут влиять на работу специалиста. И переформулируем убеждение так, чтобы усилить его позитивные стороны и убрать негативные.
Для примера возьмем:
«Я должен знать ответы на все вопросы».
Положительной стороной этого убеждения является стимул к обучению и профессионализму. Но, педагог или врач, имеющий такое убеждение, в работе будет бояться умных клиентов, сложных вопросов и неожиданных ситуаций во время консультирования. Так как они могут вызвать неуверенность, напряжение и неудовлетворенность собой как профессионалом. Отказаться от этого убеждения совсем – не-
возможно. Однако, та ответственность, которая появляется с этим убеждением, является почти неподъемным грузом. Человек не может знать всё, это нормально, мы всегда учимся чему-то новому благодаря нашим клиентам. Мы имеем право не знать ответа сейчас, но можем подготовить его к следующей консультации. Переформулировать убеждение, с учетом его позитивной стороны, можно так: «Я человек, я не могу знать ответы на все вопросы». В таком виде убеждение дает больше свободы, сохраняет свои позитивные свойства, и исключает возникновение ядовитых чувств.
Работа для самостоятельного выполнения:
Для того, чтобы избежать негативного влияния убеждений на Вашу жизнь,
предлагаем переформулировать их в позитивное русло.
1. Выпишите свои собственные убеждения;
2. Найдите и опишите их плюсы и минусы;
3. Придумайте контр-убеждения или переформулируйте, сохраняя позитив-
ные стороны своих убеждений.
Информация предоставлена Демченко В.В. « Синдром эмоционального
выгорания и его профилактика»
Следующий раз поговорим об эмоциях